Материалы XI Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 19 апреля 2008 г.)

Олег Чугунов

Тибетский опыт в романе «Туманность Андромеды»

Опубликованный в журнале «Техника — молодежи» в знаменательном* 1957 году роман Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды» через полвека все так же будит воображение читателей: что же все-таки там, за горизонтом наших нынешних земных цивилизаций?

Смысловой и сюжетный центр романа — Тибетский опыт [1].

В регистр научно-фантастических идей Генриха Альтова (Альтшуллера) [2] в подкласс 5 класса 8 «Время и пространство» Тибетский опыт внесен как первый пример, давший начало многочисленным нуль-транспортировкам и телепортациям в научной фантастике (НФ). Мгновения связи через нуль-пространство двух миров, отстоящих друг от друга на 290 световых лет, открыли новую эпоху в НФ-литературе и публицистике (см., например [3]). Следует, впрочем, отметить, что являющийся прототипом «Туманности Андромеды» роман Г. Уэллса «Люди как боги» 1923 года [4] помещен Г. Альтовым в соседний подкласс той же ветви реестра.

Физика

Объяснение идеи опыта с привлечением «всей земной энергии, включая и резервную станцию Ку-энергии на Антарктиде» его постановщиком, физиком-теоретиком Рен Бозом, таково: «Так вот, если поле тяготения и электромагнитное поле – это две стороны одного и того же свойства материи, если пространство есть функция гравитации, то функция электромагнитного поля – антипространство. Переход между ними дает векториальную теневую функцию нуль-пространства… И я считаю возможным получение нуль-пространства в любом направлении». Здесь в начале фразы изложена мысль Эйнштейна, что в ситуации с электрическим и гравитационным полем существует «раздвоение, чуждое природе вещей». Как же обстояло дело с теориями объединения взаимодействий к моменту написания «Туманности Андромеды», середине 50-х годов?**

Участвующие в Тибетском опыте взаимодействия были хорошо изучены еще в начале 20-го века (тогда только эти два из четырех известных ныне фундаментальных взаимодействий и были известны) и первую попытку их объединения сделал Г. Вейль в 1918 году, а в 1921 г. его идеи развил Т. Калуца (1885 – 1954). Он предположил наличие дополнительной, пятой размерности пространства-времени, в ней электромагнетизм выглядит как часть гравитационного поля, свойства которого определяются пространством. К 1926г. теория была завершена, она известна сейчас как теория Калуцы — Клейна. Новый этап развития теорий с дополнительными измерениями начался с работы А. Эйнштейна и П. Бергмана 1938г. Они высказали предположение, что пятое измерение может быть ненаблюдаемым вследствие того, что оно свернуто в окружность и имеет микроскопический размер. И хотя с точки зрения современных представлений единая теория гравитации и электромагнетизма Калуцы – Клейна не выглядит правильной, можно представить себе, что герои Ефремова смогли пронзить Прямым Лучом, разорвать эту «окружность» дополнительного измерения (любимые образы Ивана Антоновича — спираль и Прямой Луч) и «посадить» на её бесконечно близкие концы удаленные на девяносто парсек миры. Ведь к их установке, напоминающей ускоритель, трубами шестиметрового диаметра подавалась вся энергия Земли Будущего.

Так родилось знаменитое нуль-пространство.

На современных ускорителях (коллайдерах), действующих и строящихся, существуют планы экспериментов по поиску дополнительных измерений пространства-времени (их до 26 в современной струнных моделях [5]). Идет работа по развитию единой теории электромагнитных, слабых и сильных взаимодействий, получившей название теории великого объединения. Предпринимаются попытки найти принцип объединения всех четырех фундаментальных взаимодействий [6]. Появляющиеся при этом квантовогравитационные (не наблюдаемые пока) эффекты потребуют энергии порядка 1019 ГэВ, на строящемся суперсовременном коллайдере LHC в Женеве планируют получить 1,4x104 ГэВ (5). Дело теперь за объединением общества Земли, которое позволит использовать Общую Энергию не для разрушительных войн, а для разгадок волнующих тайн природы.

Вот как выглядит «коллайдер» Кола Юла в горах Тибета у Ефремова: «За остатками стен из трещинноватого диорита – развалинами монастыря, с изумительной дерзостью построенного на этой высоте, возвышалась стальная трубчатая башня, поддерживавшая две ажурные дуги. На них, открытая в небо наклонной параболой, сверкала огромная спираль бериллиевой бронзы, усеянная блестящими белыми точками рениевых контактов. Вплотную к первой спирали прилегла вторая, обращенная открытой стороной к почве и прикрывавшая восемь больших конусов из зеленоватого боразонового сплава. Сюда шли ответвления подводящих энергию труб шестиметрового сечения. Долину пересекали столбы с направляющими кольцами – временный отвод от магистрали обсерватории, принимавшей во время передачи энергию всех станций планеты». Приведем для сравнения описание аналогичной (и для тех же целей) установки из вышеупомянутого романа Уэллса: «Это было нечто вроде огромной плоской спирали, поставленной у края обрыва, напротив утеса. Немного ниже виднелась вторая такая же спираль…» (шрифтовые выделения в цитатах мои. — О.Ч.).

Как видим, образ спирали, этого символа диалектики, эстафетой переходит от Уэллса к Ефремову.

Идеи Уэллса о мгновенных путешествиях в пространстве изложены в главе четвертой романа "Люди как Боги". На роман падает тень Эйнштейна, но тут же исчезает: "...та вселенная, в которой мы живем, не только имеет протяженность, но и, так сказать, несколько искривлена и вложена в другие пространственные измерения, о чем прежде и не подозревали. Она выходит за пределы своих трех главных пространственных измерений в эти другие измерения точно так же, как лист тонкой бумаги, практически имеющий лишь два измерения, обретает третье измерение не только за счет своей толщины, но и за счет вмятин и изгибов".

Подобные теории у Ефремова разрабатывал математик Бет Лон (и даже посылал людей в "эти другие измерения"), но "Академия Пределов Знания нашла ошибку в его построениях и дала принципиально иное объяснение наблюдавшимся явлениям".

Ефремову не довелось дискутировать со своим учителем лично.

Общество

Руководил грандиозным даже по масштабам коммунистической Земли Будущего опытом крупный научный администратор – заведующий внешними станциями Великого Кольца Мвен Мас. При подготовке опыта стало ясно, что обойтись подконтрольными ему сорока тремя процентами энергии Земли не удастся, нужна будет вся, вместе с резервами. Совет Звездоплавания решил, что планомерная постановка опыта, не нарушающая повседневного течения жизни отбором огромных ресурсов, займет сотню лет. «Но для меня это конец, конец всей мечте!» – и Мвен Мас принял решение провести опыт!

Тибетский опыт закончился временной неудачей. Кроме образа увиденной (или пригрезившейся?) прекрасной меднокожей девушки с невообразимо далекой планеты, у Мвена Маса остались только записи Рена Боза, сделанные по памяти и свидетельствующие о кратковременном миге связи, появлении нуль-пространства. Рен Боз говорил о возможных результатах ДО ОПЫТА: «Это было бы самым великим преобразованием после эры Мирового Воссоединения». Но в момент проведения опыта этого не произошло. Потребовалось много планомерной работы, прежде чем правнук Рен Боза в романе «Час Быка» увидел результаты — звездолеты Прямого Луча, позволяющие устанавливать реальную связь с бесконечно далекими мирами.

... В двадцатом веке происходило событие, которое могло бы быть «самым великим преобразованием», могущим дать толчок к развертыванию эры «Мирового Воссоединения» — Октябрьская революция 1917 г. как «миг связи» с вероятным низкоэнтропийным будущим [7]. Но реальной долговременной по масштабам истории связи не возникло: как и Мвен Мас, руководители революции руководствовались ощущением быстро убегающего времени, а победа была так близка [8].

...Предстоит еще много будничной работы на пути к Мировому Воссоединению, мечте Ивана Антоновича Ефремова.


[1] С. Переслегин. Странные взрослые. Послесловие к романам «Туманность Андромеды» и «Час Быка». – М.: АСТ, Terra Fantastica, 2001.

[2] Регистр идей фантастики Г.С. Альтшуллера (Г. Альтова): http://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp

[3] В. Рыбаков. Идея межзвездных коммуникаций в современной фантастике. 1987. http://www.rusf.ru/rybakov/pages/publ.html

[4] О. Чугунов. Предчувствие Интернета // КомпьюТерра, #37 (705), 2007. [5] Б. Козловский. Cтолкновение частиц с реальностью // Русский репортер, №1 (01), 2007. http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2007/01/andronniy_kollayder/

[6] И. Л. Бухбиндер (Томский государственный педагогический университет). Фундаментальные взаимодействия // Соросовский образовательный журнал, N 5, 1997 г.

[7] Аналогия принадлежит Е. Белякову. Термин «низкоэнтропийное будущее» в данном контексте принадлежит С. Переслегину.

[8] Из речи В.И. Ленина на Крестьянском съезде 23.11 — 28.12.1917: «Если социализм может быть осуществлен только тогда, когда это позволит умственное развитие народных масс, тогда мы не увидим социализм даже и через 500 лет ...»

* Год запуска первого в мире ИСЗ, всенародного обсуждения итогов 20-го съезда КПСС, проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов, организации ЕЭС, закладки Новосибирского академгородка, год первой и крупнейшей промышленной аварии с выбросом радиоактивных загрязнений (суммарная активность в 2.5 раза больше, чем в Чернобыле).

** При описании теории Калуцы-Клейна использовался архив передачи Гордона - http://www.ntv.ru/gordon/archive/11558/ - с участием физиков Э. Бооса и И. Волобуева.

Статье предшествовало обсуждение темы на форуме http://portal.erfrom.org.ru/viewtopic.php?t=166 в 2005 году.